Компьютерные термины

А

   Ава (или «аватарка», от англ. «avatar») — графическое представление (картинка/фото/изображение) человека в Интернете/соц.сетях/мессенджерах/играх и т.д.

   Админ (от англ. «admin») — администратор.

   Айди (от англ. «identificator») — идентификатор.

   Айпи (или «Айпишник», «Айпи-адрес», от англ. «Internet Protocol Address») — уникальный адрес компьютера в сети Интернет. Этот адрес каждому компьютеру присваивает провайдер, который предоставляет устройству выход в Интернет.

   Айти (или «АйТи», от англ. «IT» = «Information Technologies») — информационные технологии.

   Айти-евангелист (или «IT-проповедник/пропагандист») — человек, который занимается пропагандой (нередко профессионально) в сфере IT.

   Айтишник (он же «айтишнег», «ойтишнег», «ойтишник») — специалист в информационных технологиях. Нередко айтишниками называют всех программистов и просто продвинутых пользователей компьютеров, и Интернета.

   Ака (а точнее a.k.a, от англ. «also known as») — если дословно, то «ещё известен как». Другими словами, никнейм, псевдоним.

   Аноним (или «анонимус», «анон», от англ. «anonym/anonymous») — человек, скрывающий своё настоящее имя.

   Апгрейд (от англ «upgrade») — обновление/модернизация аппаратного обеспечения (железа).

   Апдейт (от англ «update») — обновление/модернизация программного обеспечения (софта).

   Апликуха (от англ. «application») — прикладное программное обеспечение. Например, компьютерная программа или мобильное приложение.

   Апрув (от англ. «approve») — подтверждение, согласие, одобрение чего-либо.

   Апрувить (или «заапрувить») — подтверждать, давать добро на выполнение чего-либо.

   Аттачить (от англ. «attach») — прикреплять (например, файл или фото/скриншот к письму).

   Аутсорс (от англ. «outsource») — передача предприятием/компанией выполнение определенной работы специалистам вне штата (фрилансерам или работникам других компаний). Например, есть специализированные конторы бухгалтеров, которые обслуживают десятки других компаний на аутсорсе, не являюсь сотрудниками этих компаний.

К

   Кастомер (от англ. «customer») — покупатель, клиент или заказчик.

   Кейс (от англ. «case») — реальная ситуация/случай, которые произошли с автором.

   Килобаксы — тысячи долларов. Приставка кило = k (с англ. означает «тысяча»).

   Кирпич — неработающее устройство (например, телефон).

   Клава — клавиатура.

   Коворкинг (от англ. «coworking») — место для организации труда специалистами одной или сразу нескольких сфер деятельности, фрилансеров. Другими словами, современный арендованный офис для работы специалистов.

   Кодер (или «кодерок», от англ. «coder») — программист.

   Кодить — программировать.

   Коммитить (или «закоммитить», «сделать коммит», от англ. «commit») — сохранить/зафиксировать изменения кода в репозитории (хранилище) кода.

   Компиляция — конвертация кода, написанного на высокоуровневом языке, в исполняемую программу, которую процессор понимает напрямую. Детальнее об этом здесь.

   Компилятор — программа, которая выполняет компиляцию.

   Компуктер (или «компудахтер», «компутер») — компьютер.

   Конфа — конференция, групповое общение. Второе значение — конфигурационный файл программного обеспечения, в котором можно изменять настройки этого же программного обеспечения.

   Копипаст (от англ. «copy/paste») — скопировать и вставить.  — скопировать,  — вставить.

   Костыль — исправление серьезных багов/дыр/ошибок без должного исправления целой системы. Т.е. решение на коленке в кратчайшие сроки в ущерб эффективности и хорошим практикам программирования.

   Кракозябры (или «крякозябры») — набор непонятных символов, бессмыслица. Возникает в результате неправильной кодировки. Иногда кракозябры можно наблюдать на сайтах с неверной кодировкой: .

   Кресты — язык программирования С++.

   Крипово — страшно.

   Кроссплатформенный — тот, который не зависит от аппаратных платформ и операционных систем (например, может работать как на Windows, так и на Linux).

   Кряк (или «таблетка», от англ. «crack») — специальная программа или дополнение к программе для взлома другого программного обеспечения. В основном используется для превращения лицензионной (платной) версии чего-либо (программы/игры) в бесплатную.

   Кулхацкер (от англ. «cool hacker») — человек, считающий себя хакером или опытным программистом, не являясь таковым в реальной жизни.

Экспоненциальное развитие компьютерной техники

Основная статья: Закон Мура

Диаграмма Закона Мура. Количество транзисторов удваивается каждые 2 года

После изобретения интегральной схемы развитие компьютерной техники резко ускорилось. Этот эмпирический факт, замеченный в 1965 году соучредителем компании Intel Гордоном Е. Муром, назвали по его имени Законом Мура. Столь же стремительно развивается и процесс миниатюризации компьютеров. Первые электронно-вычислительные машины (например, такие, как созданный в 1946 году ЭНИАК) были огромными устройствами, весившими тонны, занимавшими целые комнаты и требовавшими большого количества обслуживающего персонала для успешного функционирования. Они были настолько дороги, что их могли позволить себе только правительства и большие исследовательские организации, и представлялись настолько экзотическими, что казалось, будто небольшая горстка таких систем сможет удовлетворить любые будущие потребности. В контрасте с этим, современные компьютеры — гораздо более мощные и компактные и гораздо менее дорогие — стали воистину вездесущими.

Компьютерное оборудование, техника

analog computer – аналоговый компьютер

arithmetic logic unit (= ALU) – арифметическо-логическое устройство (= АЛУ)

BD / BRD (= Blu-ray Disc) — диск Blu-ray

cable — кабель

cell phone — сотовый телефон

compact disc (= CD) – компакт диск

computer – компьютер

computer case / computer chassis / system unit / case – системный блок

computer cooling – система охлаждения компьютера

central processing unit (= CPU) – центральный процессор (= ЦП), центральное процессорное устройство (= ЦПУ)

desktop computer — настольный компьютер, стационарный компьютер

digital computer – цифровой компьютер

earpieces / earbuds / earphones — наушники (вставляемые в ухо)

DVD (= Digital Versatile Disc / Digital Video Disc) — диск DVD (цифровой многоцелевой диск / цифровой видеодиск)

flash drive / USB flash drive – флэш карта / USB-флэш-накопитель

floppy disk – дискета

floppy disk drive — дисковод

gigahertz (= GHz) — гигагерц (= ГГц)

hard disk drive (= HDD) / hard disk / hard drive – жесткий диск, накопитель на жестких магнитных дисках (= НЖМД)

hardware – аппаратное обеспечение

headphones — наушники (надеваемые поверх ушей)

hertz (= Hz) — Герц (= Гц)

HD (= High Definition) — высокое качество

keyboard — клавиатура

laptop / notebook — ноутбук

megahertz (= MHz) — мегагерц (= МГц)

memory — память

microphone / mic — микрофон

mobile phone — мобильный телефон

modem — модем

monitor – монитор

motherboard – материнская плата

mouse – мышь, мышка, манипулятор «мышь»

mouse mat (BrE) / mousepad (AmE) – коврик для мыши

palmtop — карманный компьютер / «наладонник»

PDA (= Personal Digital Assistant) — КПК (= карманный персональный компьютер)

personal computer (= PC) – персональный компьютер

power cable — сетевой кабель / шнур питания / кабель электропитания

printer — принтер

processor speed / processor frequence / CPU speed / CPU frequency — скорость процессора / частота процессора

random-access memory (= RAM) – запоминающее устройство с произвольным доступом (= ЗУПД) / запоминающее устройство с произвольной выборкой (= ЗУПВ) (также часто обозначает оперативную память компьютера, оперативное запоминающее устройство (= ОЗУ))

Read Only Memory (= ROM) — постоянное запоминающее устройство (= ПЗУ)

scanner — сканер / сканирующее устройство

screen — экран

smartphone — смартфон

sound card / audio card – звуковая плата / звуковая карта / аудиокарта

space bar — клавиша «пробел»

speakers — колонки

tablet computer / tablet — планшетный компьютер / планшет

TFT (= Thin Film Transistor) — тонкопленочный транзистор

USB (= Universal Serial Bus) — универсальная последовательная шина

USB flash drive — USB-накопитель / флэш-накопитель

video card / video adapter / graphics-accelerator card / display adapter / graphics card – видеокарта / графическая плата / графический ускоритель / графическая карта / видеоадаптер

wireless router — беспроводной маршрутизатор

С

Сидюк – Cd-rom, устройство для чтения компакт-дисков.

Системный администратор

(англ. system administrator) — сотрудник организации, ответственный за установку и настройку программного обеспечения на компьютерах организации, настройку и сопровождение компьютерной сети организации и т.д. Сокращенные названия: сисадмин (англ. sysadmin), иногда просто админ.

Системный блок (называют еще “системник”, “корпус”, “башня”) — это корпус, в котором находятся различные функциональные компоненты компьютера. Можно считать, что это и есть компьютер, по крайней мере, его главная составляющая.

Скачать – перенести информацию из Интернета на компьютер.

Скриншот (англ. screenshot) – снимок экрана, который можно получить при помощи клавиши «PrtSс» (сокращение от «Print Screen» – печать экрана). После нажатия на эту клавишу “снимок” того, что находится на данный момент на экране вашего компьютера, копируется в буфер обмена операционной системы. Далее, открыв графический редактор, например, стандартный Paint, Вы можете вставить “снимок” туда и сохранить, как картинку.

Смайл (-ик) – реже эмотикон (англ. emoticon), эмотиконка, эмоцион — набор символов, выражающих эмоцию, например: :-), :-(, :-О, :-Е (без запятых, естественно). В этом следует видеть глаза (двоеточие :), нос (тире -), тире обычно опускают и форму губ. Расшифруем

🙂 улыбка, радость;
🙁 огорчение, расстройство;
:-О удивление;

Софт ( англ. software) — программное обеспечение, которое наряду с технической (аппаратной) частью (железом), обеспечивает взаимопонимание между ПК и человеком.

Конструктивные особенности

Перфолента

Современные компьютеры используют весь спектр конструкторских решений, разработанных за всё время развития вычислительной техники. Эти решения, как правило, не зависят от физической реализации компьютеров, а сами являются основой, на которую опираются разработчики. Ниже приведены наиболее важные вопросы, решаемые создателями компьютеров:

Цифровой или аналоговый

Фундаментальным решением при проектировании компьютера является выбор, будет ли он цифровой или аналоговой системой. Если цифровые компьютеры работают с дискретными численными или символьными переменными, то аналоговые предназначены для обработки непрерывных потоков поступающих данных. Сегодня цифровые компьютеры имеют значительно более широкий диапазон применения, хотя их аналоговые собратья все ещё используются для некоторых специальных целей. Следует также упомянуть, что здесь возможны и другие подходы, применяемые, к примеру, в импульсных и квантовых вычислениях, однако пока что они являются либо узкоспециализированными, либо экспериментальными решениями.

Примерами аналоговых вычислителей, от простого к сложному, являются: номограмма, логарифмическая линейка, астролябия, осциллограф, телевизор, аналоговый звуковой процессор, автопилот, мозг. [источник не указан 2177 дней]

Среди наиболее простых дискретных вычислителей известен абак, или обыкновенные счёты; наиболее сложной из такого рода систем является суперкомпьютер.

Система счисления

Примером компьютера на основе десятичной системы счисления является первая американская вычислительная машина Марк I.

Важнейшим шагом в развитии вычислительной техники стал переход к внутреннему представлению чисел в двоичной форме. Это значительно упростило конструкции вычислительных устройств и периферийного оборудования. Принятие за основу двоичной системы счисления позволило более просто реализовывать арифметические функции и логические операции.

Тем не менее, переход к двоичной логике был не мгновенным и безоговорочным процессом. Многие конструкторы пытались разработать компьютеры на основе более привычной для человека десятичной системы счисления. Применялись и другие конструктивные решения. Так, одна из ранних советских машин работала на основе троичной системы счисления, использование которой во многих отношениях более выгодно и удобно по сравнению с двоичной системой (проект троичного компьютера Сетунь был разработан и реализован талантливым советским инженером Н. П. Брусенцовым).

Под руководством академика Хетагурова Я. А. разработан «высоконадёжный и защищённый микропроцессор недвоичной системы кодирования для устройств реального времени», использующий систему кодирования 1 из 4 с активным нулём.

В целом, однако, выбор внутренней системы представления данных не меняет базовых принципов работы компьютера — любой компьютер может эмулировать любой другой.

Хранение программ и данных

Во время выполнения вычислений часто бывает необходимо сохранить промежуточные данные для их дальнейшего использования. Производительность многих компьютеров в значительной степени определяется скоростью, с которой они могут читать и писать значения в (из) памяти и её общей ёмкости. Первоначально компьютерная память использовалась только для хранения промежуточных значений, но вскоре было предложено сохранять код программы в той же самой памяти (архитектура фон Неймана, она же «принстонская»), что и данные. Это решение используется сегодня в большинстве компьютерных систем. Однако для управляющих контроллеров (микро-ЭВМ) и сигнальных процессоров более удобной оказалась схема, при которой данные и программы хранятся в различных разделах памяти (гарвардская архитектура).

Я

Яндекс.Деньги, Яндекс.Кошелек — электронные деньги, которые в 2012 году были выкуплены Сбербанком. После регистрации пользователь получает номер счета, как банковский номер счета. Этот номер счета и есть личный кошелек пользователя. Есть анонимный статус кошелька с минимальными возможностями, именной статус и идентифицированный с максимальными возможностями.

Яндекс.Диск — облако, где каждый пользователь может хранить свои файлы. После регистрации Яндекс.Аккаунта пользователю бесплатно предоставляется 10 Гигабайт.

Яндекс.Почта, yandex.ru — регистрация в Яндексе своего логина и пароля, чтобы получить адрес электронной почты в системе Яндекс. После этого автоматически будет предоставлен доступ к бесплатным сервисам Яндекса.

Яша — жаргон для названия поисковой системы Яндекс.

Компьютерная терминология: работа с изображениями

При работе на ПК мы нередко встречаемся с потребностью сделать снимок с дисплея, то есть сфотографировать весь его экран или часть. Вот это и называется скриншот. В Википедии это понятие описывается так.

Так для чего нам нужен скриншот? Практически каждый пользователь может столкнуться с затруднениями во время работы на компьютере, словами это объяснить довольно сложно. А вот сделать скриншот и переслать его специалисту – просто, и тогда он точно поймет, что у вас случилось.

При учебе в каком-либо вузе, обычно часто пишут рефераты и другие работы, и нередко люди встречаются с необходимостью украсить или пояснить материал в документе с помощью картинок или фотографий. В этом случае скриншот вам однозначно необходим.

Скриншот можно сделать с помощью различных программ, одни имеются на самом устройстве, другие можно установить на ПК самостоятельно. Обыкновенно на клавиатуре компьютера имеется кнопка “PrtScr”, вот она вам рано или поздно пригодится, если вы решите сделать скриншот. Находится она в самом верхнем ряду, справа.

Есть еще одна программа, посредством которой возможно сделать скриншот, это так называемые “Ножницы” или “Snipping Tool”. Если она отсутствует, тогда скачайте ее из интернета. Как это проделать посмотрите в статье. Открывается программа нажатием на разделы «Пуск» – «Все программы» – «Стандартные» – «Ножницы».

Все изображения, произведенные на любом устройстве, возможно сократить по размеру, то есть сжать. Также в этом случае убавится их компьютерный вес, и для этого вам не понадобятся особые программы, да и сделать это довольно легко.

Для сжатия понадобится программа «Paint», она присутствует в самой операционной системе “Windows”. Вы спросите “Зачем сжимать фотографии?”. Для того, чтобы сжатые фото отправлять по интернету: электронной почте, скайпу, включать в темы социальных сетей, а также сайтов/блогов.

Все дело в том, что фотографии, сделанные с устройств имеют один недостаток, они крупные по размеру. Притом не только в мегабайтах, а также и по длине и в ширине. Поэтому они больше дисплея во много раз.

Конечно, для принтера это нормальный размер, но для дисплея компьютера или мобильного телефона такой размер не нужен. Поэтому размер изображения возможно снизить значительно, и качество их не будет страдать.

Сжатие помогает, в случае если вы не хотите, чтобы кто-то смотрел фото в подробностях. При сжатии меняется вес фотографии, поэтому они быстрее загружаются в интернете, что способствует экономии вашего интернет-трафика, если он не безлимитный.

1.1. Что такое инфоpматика?

Термин «информатика» (франц. informatique) происходит
от французских слов information (информация) и automatique
(автоматика) и дословно означает «информационная автоматика».

Широко распространён также англоязычный вариант этого термина
«Сomputer science», что означает буквально «компьютерная наука».

Инфоpматика это основанная на
использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая
структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы
её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в
различных сферах человеческой деятельности.

В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием
«информатика» области, связанные с разработкой, созданием,
использованием
и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая
компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие,
административные и социально-политические аспекты компьютеризации
массового
внедрения компьютерной техники во все области жизни людей
.

Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима
без нее.

Инфоpматика комплексная научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её
приоритетные направления:

  • pазpаботка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения;
  • теоpия инфоpмации, изучающая процессы, связанные с передачей,
    приёмом, преобразованием и хранением информации;
  • математическое моделирование, методы вычислительной и прикладной
    математики и их применение к фундаментальным и прикладным исследованиям
    в различных областях знаний;
  • методы искусственного интеллекта, моделирующие методы логического и
    аналитического мышления в интеллектуальной деятельности человека
    (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.);
  • системный анализ, изучающий методологические средства, используемые
    для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам различного характера;
  • биоинформатика, изучающая информационные процессы в биологических системах;
  • социальная информатика, изучающая процессы информатизации общества;
  • методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;
  • телекоммуникационные системы и сети, в том числе, глобальные
    компьютерные сети, объединяющие всё человечество в единое информационное сообщество;
  • разнообразные пpиложения, охватывающие производство, науку,
    образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды
    хозяйственной и общественной деятельности.

Российский академик А.А. Дородницин выделяет в информатике три неразрывно
и существенно связанные части технические средства, программные и
алгоритмические.

Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. С ней связано начало
революции в области накопления, передачи и обработки информации. Эта революция,
следующая за революциями в овладении веществом и энергией, затрагивает
и коренным образом преобразует не только сферу материального производства,
но и интеллектуальную, духовную сферы жизни.

Прогрессивное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие
информационных сетей, создание новых информационных технологий приводят к
значительным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке,
образовании, медицине и т.д.

Программное обеспечение, работа с программами

antivirus software / anti-virus software — антивирус / антивирусное программное обеспечение / антивирусная программа

application / app — приложение / программа

artificial intelligence (= AI) – искусственный интеллект (= ИИ)

assembler – ассемблер (язык программирования низкого уровня)

backup — резервная копия

BASIC (= Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code) – бейсик (= универсальный код символических инструкций для начинающих)

binary numeral system / base-2 number system – двоичная система счисления (использующая только нули и единицы)

bit / binary digit – бит (самая меньшая единица хранения и обработки цифровой информации)

boot disk — загрузочный диск (диск (как правило, жесткий диск), с которого происходит загрузка и настройка ПО для компьютера)

bug — ошибка / «баг» (ошибка в программе, нарушающая правильную работу)

byte – байт (единица хранения и обработки цифровой информации, равная 8 битам)

cache — кэш / кэширование (вид быстрой памяти, используемой для временного хранения данных)

character – символ (любое символьное обозначение – цифра, буква, и т.п.)

click — клик

clipboard — буфер обмена (временное хранилище данных в памяти компьютера, предназначенное для переноса и копирования между приложениями)

COBOL (= COmmon Business-Oriented Language) – Кобол (язык программирования, предназначенный, в первую очередь, для разработки бизнес-приложений)

compiler – компилятор (программа, переводящая текст программы на языке высокого уровня в эквивалентную программу на машинном языке)

crash — сбой / поломка

cursor – курсор

cyberspace – киберпространство

data — данные (информация, хранящаяся на компьютере, в любом виде — текстовом, графическом, аудио, видео, и т.д.)

database — база данных

debugging – отладка (программы)

document — документ

DOS (= Disk Operating System) – ДОС (= дисковая операционная система)

driver — драйвер (специальное программное обеспечение, позволяющее компьютеру работать с каким-либо устройством (например, с принтером))

ebook — электронная книга (текст, который можно скачать и прочитать на компьютере или другом устройстве)

file – файл

folder / directory — папка / директория

font – шрифт

format — формат

Fortran / FORTRAN (= Mathematical Formula Translating System) – Фортран (первый язык программирования высокого уровня, имеющий транслятор)

gigabyte (= Gb) – гигабайт (= гб) (единица измерения количества информации, равная 1024 мегабайтам)

icon — иконка / значок / пиктограмма

installation — инсталляция / установка (программы)

interface – интерфейс

kilobyte (= Kb) — килобайт (= кб)

lower case / lowercase — нижний регистр (строчные буквы)

megabyte (= Mb) – мегабайт (= мб) (единица измерения количества информации, равная 1024 байтам)

menu – меню

operating system (= OS) — операционная система (= ОС)

password — пароль

pixel — пиксель

program — программа

resolution — разрешение

screenshot — снимок экрана / скриншот / скрин (изображение, показывающее то, что пользователь видит на экране)

shortcut — ярлык (файл, служащий указателем на какой-либо объект, программу, команду, и т.п.)

software / computer software – программное обеспечение

space — пробел

spreadsheet — электронная таблица

terabyte (= Tb) – терабайт (= тб) (единица измерения количества информации, равная 1024 гигабайтам)

underscore — знак подчеркивания

upper case / uppercase — верхний регистр (прописные буквы)

virus — вирус

word processor — текстовый процессор / текстовый редактор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector