Уровень безработицы как экономический индикатор

Основные права

Права возникают у безработного только после признания его статуса. Человек обязан зарегистрироваться в Центре Занятости по месту жительства. С этого момента он наделяется правами:

  1. На безвозмездной основе пользоваться посредничеством Службы Занятости в вопросе поиска работы.
  2. Получать от сотрудников Центра Занятости информацию об имеющихся вакансиях.
  3. Направляться на курсы обучения от Службы Занятости на бесплатной основе.
  4. Принимать участие в общественных работах на добровольных началах. Они оплачиваются.
  5. Получать консультации от сотрудников Центра Занятости, касающиеся профессиональной ориентации с целью выбора сферы работы, дальнейшего устройства на место трудовой деятельности.
  6. Получать пособие от государства. Это деньги, которые выплачиваются по определенной схеме и поддерживают финансово человека на период безработицы.

Соискатель имеет право получать от Центра Занятости услуги на безвозмездной основе:

  1. Профессиональная подготовка.
  2. Поддержка соискателей психологического характера.
  3. Повышение квалификации.
  4. Переподготовка (профессиональная).

Кроме того, соискатель может ходатайствовать о содействии в организации собственного бизнеса. Речь идет о денежной сумме, выплачиваемой на становление предпринимательской деятельности в единовременном порядке. Создается специальная комиссия, в полномочия которой входит рассмотрение бизнес-плана, представленного соискателем. Этим правом могут воспользоваться граждане, имеющие стаж работы, а также лица, только окончившие учебные заведения.

Основные виды безработицы

Специалисты по макроэкономике выделяют пять основных видов рассматриваемого показателя. Каждая из разновидностей безработицы имеет уникальные отличительные особенности. Ниже, мы предлагаем подробно рассмотреть специфику каждого вида безработицы.

Фрикционная

Фрикционный вид безработицы имеет непосредственную связь с финансовыми тратами на поиск свободной должностной позиции, удовлетворяющей все потребности конкретного гражданина. Как правило, это явление имеет продолжительность в несколько месяцев. При идеальных экономических условиях трудовой рынок находится в состоянии равновесия. В таких условиях количество рабочих мест равняется количеству трудоспособного населения. Это явление именуется полной занятостью населения

Важно отметить, что даже в «идеальных» экономических условиях некоторые люди остаются безработными

Для того чтобы лучше понимать причину возникновения этого явления, необходимо рассмотреть следующий пример. Согласно статистическим данным, большая часть граждан недовольна условиями своей трудовой деятельности. Часть людей из этой категории решается сменить работодателя для того, чтобы улучшить свое финансовое состояние или получить более престижную должность. Другим людям приходится искать новое рабочее место по причине увольнения со старой работы. Третью часть данной группы представляют люди, которые только начинают свой профессиональный путь.

Структурная

Структурный вид безработицы зависит от влияния технологического прогресса. Модернизация производства приводит к падению спроса на представителей узких специальностей. Люди, которых «заменили» современные технологии, не могут найти новую работу по причине недостатка профессиональных навыков и знаний. Довольно интересен тот факт, что основные причины возникновения циклической безработицы тесно взаимосвязаны с данным видом безработицы. Увеличение количества нетрудоустроенных граждан обусловлено изменением отраслевой структуры спроса на трудовые ресурсы.

Падение спроса на представителей узких специальностей приводит к появлению структурной безработицы. Работники, замененные новым оборудованием, вынуждены пройти курсы профессиональной переподготовки или освоить новую специальность. В некоторых случаях единственным выходом из подобной ситуации является смена места жительства. По мнению многих экспертов в экономических вопросах, рассматриваемый вид явления имеет высокую степень сходства со структурной безработицей. Данные явления являются непосредственным атрибутом развития производства и государственного аппарата.

Безработица характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, не имеющего работы и активно ищущего ее

Сезонная

В определенных отраслях производства наблюдается сезонная востребованность в увеличении либо уменьшении объемов производимой продукции. Данный фактор приводит к увеличению роста сезонной безработицы. Этот вид рассматриваемого явления имеет непосредственную связь с циклическим показателем. Сезонная и циклическая безработица – это единственные виды рассматриваемого явления, которые связаны в изменениях спроса на трудовые ресурсы. Отличительной чертой сезонного вида безработицы является возможность составления прогнозов динамики этого показателя.

В тех производственных сферах, где отмечается сезонный спрос, администрация предпочитает заключать с наемными сотрудниками трудовые соглашения с краткосрочным характером. После выполнения производственной задачи такие работники увольняются. Как правило, работники, занятые в данном сегменте труда, соглашаются на подобные условия из-за возможности получения пособий по безработице. Перерывы в трудовой деятельности рассматриваются как аналог оплачиваемого отпуска.

Институциональная

Причиной возникновения институциональной безработицы являются проблемы, связанные с организацией трудового рынка. В Трудовом Кодексе РФ отсутствует регламент, обязывающий предпринимателей регистрировать имеющиеся вакансии. Отсутствие информации о количестве свободных рабочих мест приводит к искусственному увеличению рассматриваемого показателя.

Многие финансовые эксперты отмечают пассивность трудовых бирж в нашей стране. Работа таких структур направлена на выплату финансовых пособий людям, не имеющим официального трудоустройства. По словам специалистов, данный орган должен постоянно анализировать изменения на трудовом рынке. Такой подход позволит составлять прогнозы на дальнейшее развитие рынка. Именно эти прогнозы должны лежать в основе программы переподготовки кадров.

Есть ли возможность продления срока начисления выплат и за какие заслуги?

В некоторых случаях гражданин, обратившийся в центр занятости, может претендовать на продление выплаты пособия, а также досрочный выход на пенсию.

Это касается следующих случаев:

Если в службу занятости обращается мужчина, возраст которого менее 60 лет, или женщина, не достигшая 55 лет, а их страховой стаж соответственно 25 и 20 лет или более, а также они имеют необходимый стаж на соответствующих видах работ, что дает им возможность выйти на пенсию раньше срока

С учетом продления выплаты пособия по безработице не могут длиться более 24 календарных месяцев в течение 36 календарных месяцев.
Нужно обратить внимание на то, что в страховой стаж входит не только трудовая деятельность, но и иная, во время которой осуществлялись взносы в пенсионный фонд.

Если гражданин является безработным, но потерял работу он из-за ликвидации организации, или в связи с сокращением штата работников, а найти новое место работы нет возможности, то центр занятости может назначить гражданину (с его личного согласия) пенсию, которую он будет получать до момента возникновения у него права на получение трудовой пенсии по старости.Возможно это не ранее, чем за 2 года до наступления такого возраста.. Таким образом, согласно ст

32 Закона РФ №1032-1 безработный гражданин, состоящий на учете в центре занятости, имеет право продлить выплаты пособия по безработице при таких условиях:

Таким образом, согласно ст. 32 Закона РФ №1032-1 безработный гражданин, состоящий на учете в центре занятости, имеет право продлить выплаты пособия по безработице при таких условиях:

  • возраст 53 и 58 лет для женщин и мужчин;
  • наличие общего стажа не менее 20 и 25 лет.

Таким гражданам начисляется пособие свыше 12 месяцев. Период будет зависеть от того, на какой срок их стаж превышает норму, необходимую для назначения пенсии по старости (по возрасту).

Важно! За каждый год работы сверх нормы добавляется 2 календарные недели.

Для принятия решения об увеличении продолжительности выплат пособия по безработице порядок действий будет следующий:

  1. Гражданин обращается в центр занятости, где он уже состоит на учете, к сотруднику, занимающемуся регистрацией граждан в качестве безработных, с просьбой продлить выплату пособия свыше 12 месяцев на основаниях ст. 32 Закона РФ №1032-1.
  2. Безработный составляет заявление с просьбой о содействии в получении информации об имеющемся страховом стаже от пенсионного фонда. Эта информация выступает в качестве подтверждения оснований для дальнейшего начисления пособия.
  3. После получения выписки из пенсионного фонда сотрудник центра занятости на основании данных о безработном и его стаже рассчитывает размер выплат и сроки их продления.
  4. Решение о дальнейшей выплате пособия оформляется в виде приказа, заверенного директором центра занятости.
  5. После принятого решения безработный гражданин знакомится с приказом, свое согласие с размером установленных выплат и сроком он подтверждает личной подписью.
  6. Все составленные и подписанные обеими сторонами документы прилагаются к личному делу безработного гражданина.

Важно! Отказ в увеличении продолжительности выплаты пособия по безработице при имеющихся на то основаниях, безработный гражданин вправе обжаловать в органе исполнительной власти субъекта РФ или Федеральной службе по труду и занятости.
Предлагаем вам ознакомиться и с другой полезной информацией о пособии по безработице:

  • Какие сложности могут возникнуть с получением выплаты и как их решить?
  • Причины прекращения и приостановления выплаты.
  • Для чего нужна справка о среднем заработке при оформлении выплаты и как ее получить?

Обращаясь в центр занятости для постановки на учет и дальнейшего поиска работы, а также получения денежного пособия по безработице, следует учитывать, что в большинстве случаев этот период времени войдет в стаж, но даже время, когда центр занятости выплачивает пособие, никаким образом не отражается на пенсионных выплатах в будущем.

Приобретение статуса безработного

По общему правилу безработными признаются трудоспособные граждане, которые соответствуют совокупности следующих критериев (п. п. 1, 2 ст. 3 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 (далее — Закон № 1032-1); Письмо Минтруда России от 15.12.2015 № 16-1/В-814 «О признании безработным лица, признанного беженцем на территории Российской Федерации»):

• не имеют работы и заработка. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

• зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

• ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления ряда документов, к которым в общем случае относятся, в частности (п. 2 ст. 3 Закона № 1032-1; п. 4 Правил регистрации безработных граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 (далее – Правила № 891)):

• паспорт;

• трудовая книжка или документ, ее заменяющий.

Обратите внимание! В 2020 г. устанавливается порядок ведения сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде (электронные трудовые книжки)

До 01.11.2020 работодатели уведомляют работников о праве выбора ведения трудовой книжки в прежнем порядке либо в электронном. Соответствующее заявление работники представляют до 2021 г. Данные сведения могут быть получены, в частности, у работодателя по последнему месту работы за период работы у него, в ПФР или через Единый портал госуслуг (ч. 1, 4 ст. 66.1 ТК РФ; п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ; п. 2 постановления Правительства РФ от 19.06.2020 № 887);

• документы об образовании либо обучении, документы о квалификации;

• справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

• индивидуальная программа реабилитации — для инвалидов.

При этом трудоспособным гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва либо прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность, не может быть отказано в признании их безработными только на том основании, что они не представили справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы или документы, удостоверяющие их квалификацию (п. 9 Обзора практики, утв. Решением Конституционного Суда РФ от 28.01.2016; постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.2019 № 31-П).

При невозможности предоставления работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (п. 4 Приложения к Письму Минтруда России от 24.12.2018 № 16-1/10/П-9611).

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения — физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными. О признании безработным и о постановке на регистрационный учет гражданин уведомляется письменно (под подпись) (п. п. 7, 8 Правил № 891).

Обратите внимание! В целях нераспространения коронавирусной инфекции (COVID-19) утверждены Временные правила, предусматривающие в период действия режима повышенной готовности регистрацию в качестве безработного на основании заявления гражданина в электронной форме, в том числе при личном обращении в центр занятости (п. п

1, 2 Временных правил, утв. постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460; Информация Минкомсвязи России от 29.04.2020 «Регистрация для получения пособия по безработице доступна через Единый портал госуслуг»).

Правовой статус безработного

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) закрепляет правовой статус безработного, но в нем не содержится точного определения данному понятию. Критерии признания статуса устанавливаются:

  • Федеральным законом РФ “О занятости населения”.
  • Постановлением Правительства РФ, в котором гарантируется материальная помощь безработным;
  • ТК РФ, в котором описано чем отличаются понятия безработного и неработающего официально человека.

(определение из Закона о занятости)

В перечисленных документах описаны условия, при которых гражданин России может рассчитывать на приобретение или прекращение правового статуса безработного.

Преимущества такого положения

Многие люди, потерявшие работу, обращаются в ЦЗН не только за пособием по безработице, но и для получения дополнительных мер поддержки. Плюсы получения статуса безработного следующие:

Ранний уход на пенсию

Если человек предпенсионного возраста потерял работу по причине ликвидации предприятия или по сокращению штата, то он может обратиться в Центр занятости для поиска новой работы.

Кроме того, сотрудники могут предложить ему выйти на пенсию на 2 года раньше положенного срока. В 2020 году мужчины в возрасте 58,5 лет и женщины в возрасте 53,5 лет могут воспользоваться возможностью и выйти на пенсию досрочно. Для этого должны быть соблюдены два условия: достаточный накопленный трудовой стаж (37 лет для женщин и 42 года для мужчин) и невозможность найти работу через ЦЗН.

Напомним, что согласно новой пенсионной реформе к 2028 году возраст выхода на пенсию составит 60 лет для женщин и 65 для мужчин. Повышение пенсионного возраста происходит постепенно: в 2020 году россияне могут выйти на пенсию при наступлении 55,5 и 60,5 лет соответственно для женщин и мужчин, в 2021 году планка еще повысится — 56,5 и 61,5.

Бесплатное обучение новой профессии

Каждый безработный имеет право на безвозмездной основе пройти обучение или переобучение на востребованную профессию на рынке труда. Для этого необходимо соответствовать одному из условий: недостаточная квалификация или ее отсутствие; нет предложений от ЦЗН по имеющейся специальности; потеря навыков работы по полученной специальности.

Граждане, которые успешно пройдут обучение или переподготовку и сдадут итоговый тест, смогут получить документ (аттестат, диплом) о пройденном курсе.

Бесплатное прохождение медицинской комиссии

Состоящие на учете в ЦЗН имеют право пройти медкомиссию при трудоустройстве в государственной клинике совершенно бесплатно.

Поиск подходящей работы по специальности

Сотрудники ЦЗН обязаны уведомлять безработного о появившихся вакансиях, соответствующих его квалификации. При заинтересованности соискателя работники договариваются о его собеседовании с потенциальным работодателем.

Иные меры поддержки, предусмотренные региональным законом

Об их наличии следует уточнять по телефону или при личном обращении в местный Центр занятости.

  • необходимость посещения Центра занятости в определенные дни по установленному графику;
  • отсутствие явки в обозначенный день нужно обосновывать медицинской справкой или иным документом;
  • обязательство по посещению различных мероприятий по поиску работы, организованных ЦЗН;
  • невозможность постоянного отказа от предоставляемых вакансий;
  • снижение размера пособия или прекращение действия статуса при несоблюдении установленных правил;
  • возможность отправки на общественные работы, которые не соответствуют квалификации.

Как и куда подавать документы на получение пособия по безработице

Не так быстро. Заявление надо подавать не на пособие, а на получение статуса безработного. Если Центр занятости присвоит его, то пособие будет назначено автоматически без дополнительных заявлений. Итак, пошагово рассказываем, как получить статус безработного.

Для начала — подать заявление на сайте «Работа России» или на Госуслугах, как предписывает новое Постановление. Обращаем внимание, что и в том, и в другом случае нужна регистрация в ЕСИА (логин и пароль от Госуслуг). Если учётной записи нет, то можно обратиться в региональное отделение Центра занятости и направить заявление по электронной почте. . Документы для признания статуса безработного не нужны

Паспортные данные, СНИЛС, ИНН автоматически подтягиваются из ЕСИА, а там уже есть копии, поэтому второй раз сканы прикладывать не нужно. Справка о доходе тоже не нужна. Центр занятости по межведомственному взаимодействию сделает запрос в ПФР. Там уже есть информация об увольнении и среднем заработке за последние 3 месяца

Документы для признания статуса безработного не нужны. Паспортные данные, СНИЛС, ИНН автоматически подтягиваются из ЕСИА, а там уже есть копии, поэтому второй раз сканы прикладывать не нужно. Справка о доходе тоже не нужна. Центр занятости по межведомственному взаимодействию сделает запрос в ПФР. Там уже есть информация об увольнении и среднем заработке за последние 3 месяца.

В ЕСИА есть все данные по заявителю. Фото: trudvsem.ru

Обращаем внимание, что в ПФР уходят данные об официальной зарплате, с которой работодатель делал отчисления. Именно эта сумма станет основанием для расчёта пособия

Если работодатель не делал отчислений (по недогляду или работник не был оформлен), то с получением пособия могут возникнуть трудности.

Заявление отправлено. Что теперь? Сейчас Центр занятости будет подыскивать работу по месту жительства заявителя. Он проверит, есть ли в его базе работодатели, готовые провести дистанционное собеседование. Как — решает компания, постановлением это не регламентировано. Это может быть разговор по телефону или Skype.

Центр занятости выдаст соискателю контакты двух работодателей, с которыми надо связаться в течение 3-х дней с момента выдачи данных. 

Если кандидатура соискателя не подошла или в базе данных Центра занятости нет тех, кто проводит собеседование удалённо, заявителю присвоят статус безработного, оповестив об этом в электронном виде. Статус безработного присваивается не позднее 11-го дня с момента подачи заявления.

Издержки безработицы

  • недополученный выпуск продукции — отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы (чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП);
  • сокращение доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений и снижения выручки от реализации благ;
  • прямые потери в личных располагаемых доходах и снижение уровня жизни лиц, ставших безработными, и членов их семей;
  • рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей: выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т. д.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector