Власть — это… политическая власть и органы государственной власти

Типы политической власти

  • Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.
  • Общественная власть — партийная, профсоюз­ная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение

По широте распространения власти

  • международные организации (мегауровень),
  • центральные органы государства (макроуровень),
  • региональ­ные организации (мезоуровень),
  • власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

Теория общественного договора

Наиболее яркими представителями концепций власти, получивших обобщённое название «теория общественного договора», являются Томас Гоббс (1588—1679), Джон Локк (1632—1704), Ж.-Ж. Руссо (1712—1788).

Согласно Т. Гоббсу, государство возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного существования, когда люди жили разобщённо и находились в состоянии «войны всех против всех». Государство было учреждено для обеспечения всеобщего мира и безопасности. В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо народа — высший закон государства. Забота о мире — основа естественного права, созданного общественным договором.

Дж. Локк рисует неизбежность государственной власти с позиции теории естественного права и «общественного договора». Правительству передаётся только некоторая часть «естественных прав» ради эффективной защиты всех остальных — свободы слова, веры и прежде всего собственности. Законодательная власть должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и «федеративной» (внешних сношений). Причём само правительство должно подчиняться закону. Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство.

Ж.-Ж. Руссо определял общественный договор как исторически необходимое состояние человечества, осуществляющего народный суверенитет и фактическое равенство путём подчинения общей воле, которая выражает объективные интересы народа. Основной принцип политической системы состоит в реализации прямой демократии через республиканское государство, управляемое системой законов, принятых собранием всех граждан.

Что такое правовое государство

Говоря простыми словами, правовое государство — это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом — защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».

Важнейшие принципы правового государства — верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права — это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Открытая и закрытая элита. Элита в демократическом обществе

По способам обновления политической системы выделяют открытую, демократическую элиту и закрытую — автократическую (идея принадлежит философам Раймону Арону и Карлу Попперу).

При демократическом режиме доступ для вхождения в элиту в равной степени открыт для представителей любых групп. При авторитаризме доступ в элиту ограничен.

Особенности элиты в недемократическом обществе:

  • Закрытая система отбора.

  • Сплоченность и закнутость, преследование эгоистических интересов.

  • Четка граница между элитой и массой. Взаимоотношения с обществом строятся на силе и подчинении.

  • Важные посты занимают по назначению сверху.

  • Задачи недемократической элиты — сохранение собственного господства, доступа к экономическим благам. Все остальное подчинено задаче сохранения власти.

Особенности элиты в демократическом обществе:

  • Открытая система отбора на основе четко прописанных правил.

  • Невысокая сплоченность. Существует несколько политических элит, конкурирующих за власть.

  • Граница между элитой и массой размыта. Отношения с обществом строятся на основе представительства.

  • Основной механизм формирования элиты — выборы.

  • Элита руководствуется прежде всего общественными интересами, даже принимая непопулярные меры.

Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.

Суть разделения властей       заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.

Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Суть разделения властей:

— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти

Разделение властей в РФ:

  • законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан
  • исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными  делами
  • судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней)- следит за соблюдением законов.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Социологическая

Структурно-функциональная

Власть рассматривается как
отношение неравноправных субъектов,
чье поведение обусловлено выполняемыми
ими ролями (например, роль управляющих
или управляемых). При этом предполагается,
что социальная роль определяет стиль
(тип, характер, содержание) ожидаемого
от человека поведения, соответствующего
занимаемому им положению в обществе
(статусу).

Подобная трактовка власти
вытекает из общей теории действия. Т.
Парсонс рассматривал общество как
структурно расчлененную целостность
(систему), в которой каждый элемент
выполняет определенные функции для
поддержания ее жизнеспособности.
Интеграция различных элементов системы
осуществляется с помощью социального
действия. Поэтому концепцию Т. Парсонса
часто называют теорией социального
действия. Последнее включает в себя
реакцию субъекта (человека, группы,
организации) на совокупность сигналов,
поступающих как от естественных объектов
(биологическая природа человека,
окружающая природная среда, климат и
т.д.), так и от социальных, то есть от
других людей, групп и т.д. Эти сигналы и
значения, придаваемые предметам,
побуждают субъекта вступать в отношения
с другими субъектами. Направленность
действий индивида или группы обусловливаются
господствующими в обществе правилами,
нормами и ценностями. Следуя функциональному
принципу деятельности, власть, по Т.
Парсонсу, осуществляет ряд жизнеобеспечивающих
функций: предписывает субъектам выполнять
обязанности, налагаемые на них целями
общества, и мобилизует его ресурсы для
достижения общих целей.

Конфликтологическая

С позиций теории
социальной конфликтологии, которую
развивали К.
Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и
их последователи, власть рассматривается
как отношения господства и подчинения
одного класса другим. Природа данного
господства обусловлена экономическим
неравенством, местом и ролью класса в
экономической системе общества. Обладание
собственностью обеспечивает экономически
господствующему классу возможность
подчинять своей воле экономически
зависимые классы. Например, политическая
власть буржуазии над пролетариатом
обусловливается ее экономическим
господством и возможностями государственного
принуждения. Экономическое неравенство
служит основой всех других форм
социального неравенства, которое не
исчерпывается только классовыми
различиями. Оно более многообразно и
включает в себя профессиональные,
этнические, половозрастные, региональные
и культурные различия. Поэтому власть
оказывается везде, где есть неравенство.
Согласно этой концепции власть следует
отличать от господства.

Дуалистическая

Дуалистическая концепция власти была обоснована французским
политологом М. Дюверже. Согласно этой концепции, происхождение власти
двойственно (дуально): власть базируется и на прямом принуждении, и на
убеждении подчиняющихся в справедливости своего подчинения. Прямое
принуждение – это лишь господство. Опора господства на убеждение и авторитет придают ему легитимность и превращают господство во власть.
Власть – «двуликий Янус»: с одной стороны, она обеспечивает господство
одного социального слоя над другим, с другой стороны – служит
инструментом объединения людей для достижения общего блага. В
первобытном обществе власть была анонимной и не носила политического
характера. Со временем власть индивидуализировалась и персонифицировалась (в лице вождей, правителей, царей, королей), а затем – институировалась (возникли политические институты – государство, политические партии и др.)

Помимо перечисленных концепций власти, существуют и другие. Так, телеологическая концепция власти (Б. Рассел) считает власть способом достижения поставленных целей.
Согласно Б. Расселу, властвует тот, кто способен выдвинуть обдуманную
цель, спрограммировать средства её достижения и с помощью этих средств
реализовать поставленную цель. Всё, что нас окружает, есть результат
достижения известных целей.

Мобилизационная концепция власти (К. Дойч) видит во власти инструмент мобилизации общественных ресурсов на достижение социально-значимых целей.иИнстутуциоональная

Борьба за власть

Оскопление Урана Кроном. Джорджо Вазари и Жерарди Христофано, XVI в.

В древнегреческой мифологии первый бог Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей, возвращал их снова в недра земли, однако родившийся последним Кронос по наущению матери оскопил отца и воцарился вместо него, став верховным богом. Сам Кронос, вняв предсказанию, что его лишит власти кто-то из его детей, проглатывал их, как только они рождались. Но однажды его супруга Рея вместо очередного новорождённого дала ему проглотить завёрнутый в пелёнки камень: так остался жить бог Зевс, свергнувший Кроноса и занявший его место. В свою очередь самому Зевсу предсказали, что его первая жена Метида родит ему сына, который займёт его место — чтобы избежать этого, он проглотил забеременевшую супругу.

В новейшей истории России особо выделяется борьба за власть в 1917 году, завершившаяся Октябрьской революцией и приходом к власти большевиков, утвердивших свои позиции в ходе последовавшей затем Гражданской войны. Из более недавних событий следует отметить провалившийся августовский путч 1991 года и Конституционный кризис в России (1992—1993), кульминацией которого стали события 3—4 октября 1993 года в Москве.

Формы демократии

Как правило, волеизъявление народа в демократическом государстве может выражаться в двух основных формах:

  1. непосредственное волеизъявления народа: — путем референдумов; — путем свободных выборов органов государственной власти.
  2. представительная форма демократии.

Представительная демократия — это политический режим, при котором управление государством делегируется различным государственным органам и структурам, члены которых избираются гражданами, в рамках принципа того, что основным источником власти в государстве признается народ.

Представительная демократия, или как её еще называют репрезентативная, представляет собой самой популярной формой политического участия народа в управлении современными государствами. Суть данной формы демократии заключается в опосредованном участии граждан в принятии политических решений, путем выбора ими в органы власти (как в законодательные, так и в исполнительные) своих представителей, призванных выражать и отстаивать их интересы, принимая соответствующие законы и отдавая определенные распоряжения.

К пред­ставительным органам власти можно отнести парламенты и выборные органы местного самоуправления, которые наделяются правом решения важных вопросов жизни всего народа (принятие бюджета, введения чрезвычайных или военных положений, решение территориальных споров, объявление войны и др.)

В России на текущее время представительная демократия обеспечена за счет выборности депутатов Госдумы и правилами формированием Совета Федерации, что в совокупности составляет Федеральное собрание Российской Федерации. Еще одними выборными органами представительной демократии в РФ являются законодательные учреждения субъектов Федерации и органы местного самоуправления.

Рациональность власти

Рациональная власть

Рациональная власть (или авторитет) — власть, основанная на компетентности. Компетентность помогает человеку, который на неё опирается, расти.

Рационально-правовой, или легальный тип власти наиболее распространён в современном обществе. Этот тип власти начал складываться в Западной Европе, когда в XIII веке стали появляться первые общеобязательные нормы управления (Великая хартия вольностей, 1215) и правила самоуправления (Магдебургское право). Окончательно легальный тип власти укрепился в эпоху Великой французской революции (конец 18 — начало 19 вв.).

Чисто теоретически легальный тип власти является идеальной моделью реализации концепции «правового государства». Он основывается на признании населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.

Основные элементы легальной власти:

  1. Право как совокупность принципов, регламентирующих все сферы общественной жизни, в том числе сферу политики.
  2. Социальное управление представляет собой процесс применения права.
  3. Элита — субъект власти, деятельность которого строго ограничена правовыми нормами.
  4. Государственная бюрократия — субъект управления, деятельность которого регламентируется нормами права и должностными инструкциями, носящими характер предписания.
  5. Население как объект управления, подчиняется не чиновникам, а используемым ими нормам права.

Иррациональная власть

Иррациональная власть — власть, достигнутая только силой. Она служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых.

↑ Политическая и государственная власть

Политическая властьгосударственная властьПолитическая властьПолитическая властьПризнаки политической власти:

  • распространяется на все общество, на всех проживающих на территории данного государства
  • только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны
  • характерно существование единого общественного центра принятия политических решений
  • имеет возможность использовать самые разнообразные средства(принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные)
  • действует на основе права от имени всего общества
  • верховенство;
  • публичность;
  • легальность применения силы;
  • единый центр принятия решений;
  • многообразие, используемых ресурсов.

 Ресурсы политической власти:

  • экономические;
  • социальные;
  • культурно-информационные;
  • принудительные;
  • демографические.

Виды политической власти По своему предназначению: 

  • законодательная
  • исполнительная
  • судебная

По месту в структуре власти: 

  • центральная
  • региональная
  • местная

По основному субъекту: 

  • монархическая
  • республиканская

 Исследователи выделяют следующие функции политической власти: 

  • формирование политической системы общества, организация политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными институтами, классами.
  • управление делами общества и государства на разных уровнях; руководство органами власти и политическим/неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений
  • создание определенной, характерной для того или иного общества формы правления, типа политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества
  • обеспечение господства определенных социальных групп в обществе; – управление общественной жизнью;
  • поддержание целостности и единства общества. Способы властвования:
  • побуждение объекта к определённым, угодным власти действиям;
  • блокирование нежелательных для руководства видов поведения.

Политическая власть в современном мире должна быть:

  • ограничена, т. е. разделена на законодательную, исполнительную и судебную;
  • регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;
  • институциональна, т. е. имеет организационное выражение;
  • легитимна, т. е. имеет общественно-моральное оправдание и признание.

Большое значение для политической власти имеет проблема её устойчивости.Принципы устойчивости политической власти:1) Легитимность власти (процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров партий, организаций и движений)Признаки легитимности: -положительная оценка власти, признание права на управление, согласие на подчинение. -признание власти гражданским обществом -признание власти мировым сообществом2) Результативность власти – степень выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на нее население Признаки результативности:

  • успешная экономическая политика
  • устойчивый рост благосостояния основной части населения
  • укрепление общественного порядка
  • авторитет на международной арене

 Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть.Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).Государственная власть имеет свои отличительные признаки:

  1. носит публичный характер, то есть выступает от имени общества
  2. носит суверенный характер, то есть верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и обладает независимостью в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет)
  3. ограничена территорией, что является базовым условием существования государства.

Государственный аппарат – система органов государственной власти, с помощью которых осуществляется управление обществом.  Государственная власть делится на:

  1. Законодательную
  2. Исполнительную 
  3. Судебную

Эта типология основывается на теории разделения властей. (Дж. Локк, Ш. Монтескьё, А. Гамильтон и Д. Мэдисон)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector