Значение слова «рефрен»
Содержание:
Проза
Не только в поэзии встречается рефрен. Примеры из литературы свидетельствуют о том, что этот поэтический прием вполне гармонично может существовать и в прозе. Однако речь идет, несомненно, о произведениях небольшого объема. Цитата из стихотворения неизвестного автора встречается несколько раз в творении Тургенева «Как хороши, как свежи были розы». Этот рефрен придает музыкальность и лиричность произведению, которое можно отнести, благодаря поэтическим повторам, к совершенно уникальному жанру — стихотворению в прозе.
Но и рассказы, не имеющие могут заключать в себе рефрены. Такие примеры можно увидеть в прозе Сергея Довлатова. У этого автора, которого называют нередко мастером сверхкороткой прозы, есть рассказ под названием «Когда-то мы жили в горах». Эти слова здесь повторяются неоднократно. Они придают законченность небольшому произведению. И этот печальный, но не лишенный иронии рассказ, как и многое другое в прозе Довлатова, подтверждает необыкновенную поэтичность его стиля.
Присутствие рефрена определяет форму произведения. Наиболее распространённая форма, имеющая рефрен, — рондо . Среди других форм с рефреном — вилланель , виреле .
Впервые рефрен встречается у труверов , например, у Гаса Брюле; в XIII веке наблюдается подъем всех форм песни с рефреном, продолжавшийся вплоть до XV столетия; в значительной степени его можно рассматривать как излюбленный прием поэтов региона между Луарой и Рейном , писавших как на латыни, так и на народном языке. У трубадуров , напротив, рефрены встречаются редко.
Поэты XIII-XIV веков изобретают, а быть может, и восстанавливают в правах различные виды поэзии, изначально более или менее тесно связанные с танцем или же основанные на поочередном пении солиста и хора; в самой их структуре заложена оппозиция между изменчивым куплетом и рекуррентным рефреном, сменяющими друг друга в очень быстром ритме. Главная разновидность такой поэзии — рондо: в основе его композиции лежит формула АВаAabАВ, в которой на практике бесконечно варьируется число и длина стихов, куплетов и рефрена. Французское виреле и родственная ей итальянская баллата , а также французская (средневековая) баллада также содержат рефрен.
На практике различались два вида рефренов, в зависимости от того, одинаковые стихи вставляются между строфами или нет
Обычно в первом случае говорят о «песнях с рефренами» (chansons a refrains
), а во втором — о «песнях с разными рефренами» (chansons avec des refrains
): это важное различие, поскольку изменение текста рефрена может предполагать изменение мелодии; тем самым речь идет о структуре песни в целом. Кроме того, многие рефрены (особенно из числа тех, что фигурируют в «песнях с разными») встречаются либо в нескольких песнях, либо в рондо, балладах, мотетах и иных песенных формах
Иногда их называют «рефрены-цитаты» (возможно, они имеют фольклорное происхождение).
В большинстве случаев рефрен завершает каждую строфу стихотворения. Приведём пример реже встречающегося двойного рефрена:
Медитативный рефрен
— особый вид рефрена в одну строку, которая условно делится на несколько частей; при каждом повторе строка как бы сдвигается — первая часть отсекается, вторая становится первой, а в конце добавляется новое слово или фраза.
В этом стихотворении медитативный рефрен — последние строки пятистиший. Если же в стихотворении каждая строка — такой рефрен, то это твердая поэтическая форма, называемая медитативный стих
.
Медитативный рефрен
Медитативный рефрен
— особый вид рефрена в одну строку, которая условно делится на несколько частей; при каждом повторе строка как бы сдвигается — первая часть отсекается, вторая становится первой, а в конце добавляется новое слово или фраза.
В этом стихотворении медитативный рефрен — последние строки пятистиший. Если же в стихотворении каждая строка — такой рефрен, то это твердая поэтическая форма, называемая медитативный стих
.
В нашей жизни очень много непознанного. Есть вещи, с которыми люди сталкиваются каждый день, но название их мало кому известны. Особенно часто такое явление можно встретить в искусстве или литературе. Ведь только специалист знает все нюансы своего дела. Простым обывателям подчас сложно разобраться во всех тонкостях. Сегодня мы дадим ответ на вопрос, что такое рефрен
.
Рефрен в литературе
В литературных произведениях повторения играют важную роль. Иногда читатель не сразу может уловить всю напряжённость ситуации. Что такое рефрен в литературе? Это повторение значимой фразы несколько раз за абзац. Например, чтобы сложилось впечатление, что на улице холодно, автор неоднократно, в различных выражениях, употребляет одно и то же слово. Ведь прочтя отрывок первый раз, человек может не придать особого значения погодным условиям
Но когда на протяжении нескольких строк его внимание привлекают выражения, что герою было холодно, что ветки были покрыты инеем, а листва, усыпавшая асфальт, почернела от холода, невольно всплывает образ поздней осени
Таким же образом можно легко передать и душевное состояние героя, например, волнение. Конечно, можно использовать интересные обороты, но их сможет заметить только внимательный читатель
А вот если автор обратит внимание на то, что руки человека дрожали от волнения, его бил нервный озноб, что он места себе не находил, тогда читатель нарисует себе вполне понятную картинку
История
Впервые рефрен встречается у труверов, например, у Гаса Брюле; в XIII веке наблюдается подъём всех форм песни с рефреном, продолжавшийся вплоть до XV столетия; в значительной степени его можно рассматривать как излюбленный приём поэтов региона между Луарой и Рейном, писавших как на латыни, так и на народном языке. У трубадуров, напротив, рефрены встречаются редко.
В 88 % сохранившихся кантиг о друге трубадуры Пиренейского полуострова использовали рефрен. Самый короткий из них состоит из одного слова, другие включают от одного до пяти стихов. Рефрен также встречается в трети кантиг насмешки и злословия (31 %). Сохранились также некоторые кантиги о любви с рефреном иберийских авторов, в то время как в аналогичном жанре канцоны провансальских трубадуров рефрен отсутствует.
Поэты XIII—XIV веков изобретают, а быть может, и восстанавливают в правах различные виды поэзии, изначально более или менее тесно связанные с танцем или же основанные на поочередном пении солиста и хора; в самой их структуре заложена оппозиция между изменчивым куплетом и рекуррентным рефреном, сменяющими друг друга в очень быстром ритме. Главная разновидность такой поэзии — рондо: в основе его композиции лежит формула АВаAabАВ, в которой на практике бесконечно варьируется число и длина стихов, куплетов и рефрена. Французское виреле и родственная ей итальянская баллата, а также французская (средневековая) баллада также содержат рефрен.
На практике различались два вида рефренов, в зависимости от того, одинаковые стихи вставляются между строфами или нет
Обычно в первом случае говорят о «песнях с рефренами» (chansons a refrains), а во втором — о «песнях с разными рефренами» (chansons avec des refrains): это важное различие, поскольку изменение текста рефрена может предполагать изменение мелодии; тем самым речь идет о структуре песни в целом. Кроме того, многие рефрены (особенно из числа тех, что фигурируют в «песнях с разными») встречаются либо в нескольких песнях, либо в рондо, балладах, мотетах и иных песенных формах
Иногда их называют «рефрены-цитаты» (возможно, они имеют фольклорное происхождение).
В большинстве случаев рефрен завершает каждую строфу стихотворения. Пример реже встречающегося двойного рефрена:
Проза
Не только в поэзии встречается рефрен. Примеры из литературы свидетельствуют о том, что этот поэтический прием вполне гармонично может существовать и в прозе. Однако речь идет, несомненно, о произведениях небольшого объема. Цитата из стихотворения неизвестного автора встречается несколько раз в творении Тургенева «Как хороши, как свежи были розы». Этот рефрен придает музыкальность и лиричность произведению, которое можно отнести, благодаря поэтическим повторам, к совершенно уникальному жанру – стихотворению в прозе.
Но и рассказы, не имеющие лирического сюжета, могут заключать в себе рефрены. Такие примеры можно увидеть в прозе Сергея Довлатова. У этого автора, которого называют нередко мастером сверхкороткой прозы, есть рассказ под названием «Когда-то мы жили в горах». Эти слова здесь повторяются неоднократно. Они придают законченность небольшому произведению. И этот печальный, но не лишенный иронии рассказ, как и многое другое в прозе Довлатова, подтверждает необыкновенную поэтичность его стиля.
Баллада
Этот термин присутствует и в литературоведении, и в музыковедении. Первые баллады появились в ранней средневековой культуре, но тогда четкой структуры они еще не имели. Позже, когда этот термин стал означать музыкальный или поэтический жанр, в нем установились формальные признаки. Основной из них — присутствие повторов.
Рефрен — это (в литературе и музыке) выразительные средства, характерные в первую очередь для баллады. Первые примеры поэтических произведений в этом жанре возникли во французской литературе. Позже структуру баллады применяли различные авторы, в разные времена. В русской поэзии XX века немало примеров. Один из них — «Баллада о прокуренном вагоне», где можно видеть множество повторов. В качестве рефренов использовал несколько фраз.
Рефрен в стихах
И сегодня наши поэты-современники частенько прибегают к повторениям. Стих с рефреном звучит изящно и более емко.
Как и в случае с художественными произведениями, поэты прибегают к повтору для того, чтобы читатель лучше прочувствовал ситуацию. Вот хороший пример рефрена:
Ты рядом — и всё прекрасно: И дождь, и холодный ветер. Спасибо тебе, мой ясный, За то, что ты есть на свете. Спасибо за эти губы, Спасибо за руки эти. Спасибо тебе, мой любимый, За то, что ты есть на свете.
Здесь акцентируется внимание не на повторении какой-то строфы, а на повторении слова. Такой стилистический ход выглядит более современно и менее тривиально, чем, например, припев в песне
Обыгрывать этот стилистический прием можно по-разному, нужно просто использовать фантазию.
См. также
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Синонимы
Смотреть что такое «Рефрен» в других словарях:
рефрен
— а, м. refrain m. <ст. фр. refraindre дробить, ломать <лат. refrenare сдерживать. 1. Стих и или несколько стихов, повторяющихся в конце каждого куплета стихотворения или песни; припев. БАС 1. Сон учинен, наподобие одной одной французской La… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
См. Припев. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939. рефрен … Литературная энциклопедия
Припев. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. РЕФРЕН припев; повторение одних и тех же слов после каждой строфы или куплета. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков … Словарь иностранных слов русского языка
Тема, стих, строфа, припев Словарь русских синонимов. рефрен см. припев Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
Рефрен
— РЕФРЕН (refrain) повтор (иногда припев) одного или нескольких слов или строк. Указывает на народное происхождение. В твердых формах рефрен встречается в Рондо, в Рондели, во Французской балладе. И. Р … Словарь литературных терминов
— (французское refrain припев), 1) в поэзии повторяющаяся часть куплета песни, обычно ее последняя строка; употребителен в фольклоре и в выросших из него жанрах. На рефрене построен ряд стихотворных форм (триолет, рондо). 2) (Музыкальное) в рондо и … Современная энциклопедия
РЕФРЕН, рефрена, муж. (франц. refrain) (лит.). Припев, стихи, повторяющиеся в конце каждого куплета или строфы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
РЕФРЕН, а, муж. (спец.). 1. Стих 1 или строфа, в определённом порядке повторяющиеся в стихотворении. Однообразный р. (также перен.: о частом повторении одного и того же). 2. Тема музыкального произведения, повторяющаяся в нём и скрепляющая его… … Толковый словарь Ожегова
рефрен
— рефрен. Произношение устаревает … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Сохранилось предание, что в Древнем Риме один из членов Сената каждое свое выступление, на какую бы тему оно ни было, заканчивал словами: «Кроме того, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». Эти слова можно определить как неизменный рефрен … Музыкальный словарь
В нашей жизни очень много непознанного. Есть вещи, с которыми люди сталкиваются каждый день, но название их мало кому известны. Особенно часто такое явление можно встретить в искусстве или литературе. Ведь только специалист знает все нюансы своего дела. Простым обывателям подчас сложно разобраться во всех тонкостях. Сегодня мы дадим ответ на вопрос, что такое рефрен
.
Поэзия XX века
Рефрены — это повторяющиеся фразы, которые могут быть разделены строками. Но чаще они вводятся в конце строфы. В творчестве поэтов Серебряного века подобные стилистические приемы встречаются довольно часто. В стихотворении Марины Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел» риторическим вопросом заканчивается каждая вторая строфа. В словах «Мой милый, что тебе я сделала?» заключается исконно женский вопрос и идея того, что любовь, какая бы она сильная ни была, рано или поздно уходит. Таким образом, рефрен здесь не только придает произведению стройность и мелодичность, но и несет важную смысловую нагрузку.
В стихотворении «Зимняя ночь» рефреном выступает двустишие «Свеча горела на столе, свеча горела». И этот повтор в произведении Бориса Пастернака выполняет символическую функцию. Строки принадлежат главному герою романа «Доктор Живаго». Персонаж Пастернака однажды, в холодный февральский вечер, увидел в небольшом окне мягкий нежный свет. Позже он написал стихотворение, где свеча является символом тихого счастья и уединения. С помощью этого символа автор передал чувства, которые он испытал, когда вдруг в чужом окне увидел словно частицу недостижимого для него счастья.
История
Впервые рефрен встречается у труверов, например, у Гаса Брюле; в XIII веке наблюдается подъём всех форм песни с рефреном, продолжавшийся вплоть до XV столетия; в значительной степени его можно рассматривать как излюбленный приём поэтов региона между Луарой и Рейном, писавших как на латыни, так и на народном языке. У трубадуров, напротив, рефрены встречаются редко.
В 88 % сохранившихся кантиг о друге трубадуры Пиренейского полуострова использовали рефрен. Самый короткий из них состоит из одного слова, другие включают от одного до пяти стихов. Рефрен также встречается в трети кантиг насмешки и злословия (31 %). Сохранились также некоторые кантиги о любви с рефреном иберийских авторов, в то время как в аналогичном жанре канцоны провансальских трубадуров рефрен отсутствует.
Поэты XIII—XIV веков изобретают, а быть может, и восстанавливают в правах различные виды поэзии, изначально более или менее тесно связанные с танцем или же основанные на поочередном пении солиста и хора; в самой их структуре заложена оппозиция между изменчивым куплетом и рекуррентным рефреном, сменяющими друг друга в очень быстром ритме. Главная разновидность такой поэзии — рондо: в основе его композиции лежит формула АВаAabАВ, в которой на практике бесконечно варьируется число и длина стихов, куплетов и рефрена. Французское виреле и родственная ей итальянская баллата, а также французская (средневековая) баллада также содержат рефрен.
На практике различались два вида рефренов, в зависимости от того, одинаковые стихи вставляются между строфами или нет
Обычно в первом случае говорят о «песнях с рефренами» (chansons a refrains), а во втором — о «песнях с разными рефренами» (chansons avec des refrains): это важное различие, поскольку изменение текста рефрена может предполагать изменение мелодии; тем самым речь идет о структуре песни в целом. Кроме того, многие рефрены (особенно из числа тех, что фигурируют в «песнях с разными») встречаются либо в нескольких песнях, либо в рондо, балладах, мотетах и иных песенных формах
Иногда их называют «рефрены-цитаты» (возможно, они имеют фольклорное происхождение).
В большинстве случаев рефрен завершает каждую строфу стихотворения. Пример реже встречающегося двойного рефрена:
Баллада
Этот термин присутствует и в литературоведении, и в музыковедении. Первые баллады появились в ранней средневековой культуре, но тогда четкой структуры они еще не имели. Позже, когда этот термин стал означать музыкальный или поэтический жанр, в нем установились формальные признаки. Основной из них – присутствие повторов.
Рефрен – это (в литературе и музыке) выразительные средства, характерные в первую очередь для баллады. Первые примеры поэтических произведений в этом жанре возникли во французской литературе. Позже структуру баллады применяли различные авторы, в разные времена. В русской поэзии XX века немало примеров. Один из них – «Баллада о прокуренном вагоне», где можно видеть множество повторов. В качестве рефренов Александр Кочетков использовал несколько фраз.
В творчестве более поздних авторов также встречается рефрен. Это в литературе часто встречающееся явление может быть не только признаком баллады. Повторы использовали в своих стихах и авторы, творения которых не относятся к этому старинному жанру.
Перевод слова рефрен
-
refrain
постоянный рефрен — constant refrain
- chorus — хор
- burden
- wheel
- ritournelle — присказка
- refrain — припев
Каким бывает рефрен (прилагательные)?
Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.
постояннымвечнымнавязчивымстарымневнятнымпривычнымназойливымзаключительнымроковымобычныммузыкальнымбессмысленнымповторяющимсяпечальнымнегромкимнекимдурацкимзнакомымхоровыммонотоннымпесеннымнастойчивымзагадочнымосновнымсобственнымоднообразнымединымприглушеннымспотыкающимсязаунывнымунылыммагическимнескончаемымневысказаннымкороткимскрытыммногословнымнепрекращающимсяжалобнымчастымнеотвязнымтрагическимлюбимымсладострастнымугрожающимнадоедливымбезобиднымповторяемымгорькимпохабнымпрежнимвыводящимчудовищнымуродскимзабытымбесконечнымзапоминающимсятвердокаменнымнелепымнежнымнезамысловатымпоследнимритмическимпопулярным
Что может рефрен? Что можно сделать с рефреном (глаголы)?
Подбор глаголов к слову на основе русского языка.
звучатьповторятьстроитьсясопровождатьжужжатьпреследоватьзаставитьподхватитьзаставлятьказатьсяповторятьсясводитьсяприговариватьвспыхиватьутратитьначинатьотноситьсяслышатьсяповторитьсядоставлятьтвердитьпетьзащищатьповторитьнапоминатьпропеть
Ассоциации к слову рефрен
конецмирстихотворениемузыкаречьприпевпротяжениепесньотставкарефрензарябитпеснясменанаушниксочинениемифбогослужениекэрроллухокутерьмасловосторонаголовакомментарийданноефильмдетствохитписьмосуинбернабольшинствоуровеньпесенкастихмозгпоэмависокграмотахористроман
Примеры предложений с лексическим повтором из русской литературы
Клянусь я первым днем творенья,Клянусь его последним днем,Клянусь позором преступленьяИ вечной правды торжеством.Клянусь паденья горькой мукой,Победы краткою мечтой;Клянусь свиданием с тобойИ вновь грозящею разлукой.М.Ю. Лермонтов
Лениво дышит полдень мглистый,Лениво катится река -И в тверди пламенной и чистойЛениво тают облака. Ф.И. Тютчев
Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет все, что Господь ни пошлет!Н.А. Некрасов
И вечный бой! Покой нам только снитсяСквозь кровь и пыль…Летит, летит степная кобылицаИ мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…Останови!Идут, идут испуганные тучи,Закат в крови!Закат в крови! Из сердца кровь струится!Плачь, сердце, плачь…Покоя нет! Степная кобылицаНесется вскачь!А.А. Блок
Не для меня придет весна,Не для меня Дон разольётся,Там сердце девичье забьетсяС восторгом чувств — не для меня.
Не для меня цветут сады,В долине роща расцветает,Там соловей весну встречает,Он будет петь не для меня.А. Молчанов
Вы слышите: грохочет барабан. Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней. Уходит взвод в туман, туман, туман А прошлое ясней, ясней, ясней.Б.Ш. Окуджава
И увиделось впервые,Не забудется оно:Люди теплые, живыеШли на дно, на дно, на дно…А.Т. Твардовский
Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.К.М. Симонов
Не волнуйся, Не плачь, Не трудись, Сил иссякших и сердца не мучай. Ты жива, Ты во мне, Ты в груди, Как опора, Как друг и как случай.Б.Л. Пастернак
В музыке
Рефрен — это фрагмент музыкального произведения, который повторяется в одинаковом виде неоднократное количество раз.
Труверы были первыми, кто использовал его в действии. Одним из них являлся Гас Брюле — поэт из Средневековья, музыкальный исполнитель и один из первых возникших труверов.
Кто же они такие? Это французские музыканты, а также поэты, сочинявшие лирические, эпические и главным образом повествовательные сочинения (конец XI и начало XIV века).
В XIII столетии происходит бурный рост песен с рефреном и доходит до XV века. Тексты сочинялись не только на французском, но и на латыни.
Практически в 88 % сохранившихся работ пиренейские трубадуры (исполнители из Окситании) использовали прием повтора. Провансальские же артисты, однако, подобный метод не практиковали вообще.
Рефрены характерны для:
- баллад (повествование с драматическим сюжетом);
- вилланелл (лирическое стихотворение в соединении с песенным многоголосьем);
- фроттол (юмористическая песнь);
- лауд (песнь с религиозной тематикой);
- кантат (крупное произведение с вокалистом, хором и оркестром);
- вирел (сочинение, где рефрен окружал куплеты);
- кантиг (песня для одного голоса, которая была родом из Испании и Португалии).
В XIII-XIV веках мастера поэзии пробудили забытые ранее виды стихотворного творчества, которые имели тесные отношения с танцами, а также включались в диалог между хором и солистом. Они строились по принципу быстрой изменчивости куплета с рефреном.
В современном музыковедении термин именуется как припев, в то время, как сам рефрен находит себе применение в вокальных и инструментальных темах произведений. Мелодия проходит около 3 раз и выполняет связующую роль между частями.
Музыкальная пьеса с рефреном наиболее характерна для формы рондо. Ее структура заключается в чередовании основной темы (рефрена) и каждый раз изменяющейся следующей части.
Одна из пьес с рефреном — это знаменитейшее турецкое рондо Моцарта.
Еще одним примером можно считать рондо до минор, написанное Шопеном.